Пиявка против заболеваний полости рта

Лечение пиявками известно с древних времен. Герудотерапия впервые упоминается в трудах знаменитого римского врача Галена. В России ее применяли такие известные ученые как Н.И.Пирогов, Г.А.Захарьин, В.П.Филатов.
Долгие годы врачи лечили пиявками многие болезни. Недавно в слюне пиявки был обнаружен фермент гиалуронидаза, который растворяет гиалуроновую кислоту, заполняющую межклеточное пространство в тканях. Слюна, взаимодействуя с тканями кожи человека, оказывает лечебное действие: улучшается общее состояние, снижается температура, артериальное давление, рассасываются тромбы, прекращается спазм мозговых, коронарных и других сосудов.
Сегодня надо помнить, что в мире быстро распространяется вирусное заболевание СПИД, передающееся через кровь. Поэтому применяют пиявку на одном пациенте, после чего ее уничтожают.
После проведения ряда исследований воды, в которой жили пиявки, ученые обнаружили, что она оказывает бактериостатическое действие на всю микрофлору, взятую из полости рта пациента, больного парадонтитом, а также на микрофлору, высеянную из полости рта больных с язвенно-некротическим стоматитом.

Эксперименты японских ученых

Исследователи Токийского Научного университета(Tokyo University of Science) под руководством Takashi Tsuji разработали новую методику выращивания зубов. Пока свои исследования они проводят на мышах.
Зубы у мышей также как и людей формируются в течение эмбрионального развития из клеток двух типов: мезенхимальных и эпителиальных. Мезенхимальные клетки формируют внутреннюю соединительную ткань зуба и кровеносные сосуды, а эпителиальные отвечают за эмаль. Для создания зуба исследователи использовали клетки мышиного эмбриона, которые выдерживались в питательной среде и вводили в коллагеновую матрицу. Через несколько дней из клеток формировались полноценные зародыши зубов. Затем зародыши выращивались в биореакторе и пересаживались в полость рта мыши в пустые лунки от зубов. Зубы нормально развивались, в них прорастали капилляры и нервы.
В прежних работах в качестве биореактора использовался живой организм. Например, зародыши пересаживались в печень мыши, где он продолжал развиваться. Для человека такая методика слишком дорогая процедура.
Но исследователи настроены более оптимистично. Они считают, что метод формирования зародыша с помощью мезенхимальных и эпителиальных эмбриональных клеток и коллагеновой матрицы - можно будет использовать и для выращивания других органов. Прежде всего, в косметологии.