Зубы мудрости

Взрослый человек имеет 32 зуба. В передней части полости рта расположены резцы и клыки. По бокам от клыков располагаются малые коренные зубы (премоляры) и большие коренные зубы (моляры). Каждая сторона челюсти имеет по три моляра. Последние третьи моляры и есть зубы мудрости. Зубы мудрости появляются в среднем от16 до 25 лет. Хотя, они могут и не прорезаться, могут всю жизнь находиться в зачаточном состоянии. Зубов мудрости в полости рта четыре, на каждой челюсти по одному справа и слева.
погруженный зуб мудрости

Что значит погруженный зуб мудрости?

Погруженным в стоматологии называется зуб, который не прорезался полностью и не занял свое место в зубном ряду. Прорезавшим называется зуб, который выступил над уровнем десны и достиг зубу-антагонисту противоположной челюсти. Причиной неполного прорезывания (погружения) является то, что в зубном ряду оказалось недостаточно места для этого зуба, или зуб мудрости имеет неправильный наклон.
Погруженные зубы мудрости в стоматологии подразделяются по направлению погружения. По направлению погружения зубы мудрости подразделяются на 4 типа: медиальный, дистальный, горизонтальный и вертикальный.
классификация погруженных зубов мудрости
Наиболее обычный тип погруженных зубов мудрости - зубы с медиальным погружением. Термин "медиальный"означает, что зуб мудрости наклонен вперед, по направлению к передним зубам. Термин "дистальный"означает, что зуб мудрости наклонен кзади.
Зубы мудрости с вертикальным, горизонтальным, дистальным погружением встречаются редко.
погруженный зуб мудрости на рентгене
Зубы мудрости также делятся на зубы с тканевым и костным погружением.
Если зуб остался в толще челюсти, не появился на поверхности, то говорят о "костном погружении". Если же он прошел через кость, но не полностью прорезался через десну, то это называют "тканевым погружением".

погруженный зуб мудрости

Какие проблемы могут вызвать погруженные зубы мудрости?

Из-за зубов мудрости могут возникать следующие проблемы:
- Перикоронарит
- Кариес зуба мудрости
- Дистопия
- Повреждение корней соседних зубов

Перикоронарит

Перикоронарит - это воспаление десны вокруг частично прорезавшегося зуба. Это самое часто возникающее осложнение, связанное с прорезыванием зуба мудрости. Зуб прорезывается постепенно. Сначала появляется один из его бугров, образуя при этом щель в десне, а остальная часть зуба остается прикрытой ею, образуя капюшон. Капюшон вокруг частично прорезавшегося зуба является потенциальным местом развития инфекции. Из-за трудности очистки, в этом месте скапливаются остатки пищи, инородные тела и появляются идеальные условия для размножения бактерий, которые и вызывают воспаление мягких тканей вокруг зуба мудрости.

Кариес зуба мудрости

Мы уже знаем, что кариес возникает на тех поверхностях зубов, где скапливается зубной налет. Зубы мудрости являются самыми дальними зубами и зачастую доступ зубной щетки к ним затруднен. Постоянное "недовычищение"налета приводит к его скоплению и образованию кариеса. Кроме того, если зуб прорезался частично, то он находится под нависающим краем десны ( капюшоном), что также способствует накоплению большого количества налета и препятствует чистке зубов.
Часто положение зуба мудрости таково, что тяжело вычистить налет между ним и соседним зубом. В этом случае кариес может поразить контактную поверхность не только зуба мудрости, но и рядом стоящего.

Дистопия

Дистопия - это неправильное положение зуба в зубном ряду, проявляющееся смещением его в сторону щеки, языка или поворотом вокруг своей оси. Существует мнение, что при прорезывании погруженного зуба мудрости, когда нет достаточного места в зубном ряду, он оказывает давление на другие зубы, в результате чего они смещаются и занимают неправильное положение в челюсти.

Повреждение корней соседних зубов

Как мы уже упоминали, зуб мудрости зачастую принимает неправильное положение в челюсти, вплоть до его горизонтального расположения в кости. При этом он может как бы "опираться"на корень соседнего зуба, а при прорезывании оказывать существенное давление на него. В результате, корень соседнего зуба начинает рассасываться.
схематический вид погруженного зуба мудрости

Когда следует удалять зубы мудрости?

Четких возрастных критериев удаления зубов мудрости нет. Лучше удалять погруженные зубы мудрости в молодом возрасте, т.к. чем раньше их не станет, тем меньше риск связанных с ними осложнений. Это, во-первых. Во-вторых, чем моложе организм, тем легче переносятся различные хирургические манипуляции и быстрее происходит заживление после удаления. В третьих, менее травматично удаляются зубы, у которых корни еще полностью не сформированы, а окружающая костная ткань менее плотная.

Удаление зуба мудрости

Первым этапом удаления зуба мудрости является обезболивание. После анестезии стоматолог приступает к удалению погруженного зуба мудрости. Т.к. погруженный зуб мудрости может находиться под десной, и покрыт костной тканью, для удаления зуба мудрости стоматолог обеспечивает доступ. Для создания доступа стоматолог разрезает десну, затем удаляет область костной ткани, находящуюся над этим зубом.
разрез десны
Для того, чтобы удалить как можно меньшее количество кости, стоматолог часто при удалении разделяет зуб мудрости на части. Для этого используются стоматологические боры. После разделения зуба мудрости, стоматолог специальными инструментами удаляет каждую из этих частей зуба.
разделение зуба мудрости на части
После удаления зуба мудрости стоматолог ставит швы на область удаленного зуба, т.к. он разрезал десну и обеспечил доступ для удаления зуба мудрости.
удаление зуба мудрости
Некоторые разновидности ниток, которыми делаются эти швы, в последствии растворяются сами собой, а не растворяющиеся швы снимает сам стоматолог. Обычно используется не растворяющиеся швы - процесс их снятия очень простой и безболезненный.

наложение швов на область удаленного зуба

Не увлекайтесь фторированными пастами - это вредит зубам

Все в жизни надо делать в меру. Несмотря на наличие в продаже зубных паст со фтором, важно, чтоб количество фтора, попадающего в организм не превышало допустимые нормы. Поэтому совсем не лишнее знать содержание фтора в питьевой воде в месте проживания. Нормальное содержание фтора в воде в среднем 0,7-1,3 мг/л. Если питьевая вода превышает допустимые нормы содержания фтора, плюс употребляется пища с содержанием фтора и применяется зубная паста со фтором, то есть опасность возникновения флюороза. Флюороз - хроническое заболевание костной системы и зубов, развивающееся при длительном избыточном поступлении в организм фтора и его соединений. Проявляется в основном пятнами и эрозиями на эмали.
Известный медицинский журнал Journal of Bone and Mineral Research опубликовал статью, в которой приводятся данные исследований, показывающих как влияет частое применение паст со фтором на боли и нарушения подвижности в суставах. Выяснилось, что при достаточно высоких дозах фтора может возникать скелетный флюороз, а у некоторых людей развиваться симптомы, напоминающие артрит.
В статье приводится пример бесконтрольного употребления зубной пасты со фтором. Пятидесятилетний американец чистил зубы такой пастой шесть раз в день(!), после чего использовал фторированный флосс для очистки межзубных промежутков. В итоге жалобы на боли в шее и проявления артрита. Обследование показало повышенное содержание фторидов в моче, в костях и в крови. После прекращения использования зубной пасты со фтором, потребовалось восемь месяцев, чтоб содержание фтора в организме нормализовалось. А врачам понадобилось более двух лет, чтоб поставить правильный диагноз отравления фтором.
Еще более опасны зубные пасты со фтором для здоровья маленьких детей. С большой осторожностью нужно относиться к применению таких зубных паст, Когда речь идет о детях в возрасте до 2-х лет.
Применять фторсодержащие ополаскиватели и пасты можно только лицам с высоким риском развития кариеса зубов.